Куда ушло время (обновлено 19.10.19)

Затянувшаяся пауза в публикациях уже давно стала очевидной, и сейчас я как никогда до этого момента могу объяснить, что случилось. Возможно, это ответит на вопросы кого-то из давних читателей, а кто-то найдет это интересным с антропологической точки зрения.

Дело в том, что мои интересы естественным образом сместились. С осени 2016 центром моего внимания стал символизм. Я стала замечать его повсюду — и в культуре, где он внедрен умышленно, и в природе, в том числе обычных социальных взаимодействиях. Символизм пронизывает нашу культуру и, похоже, связан с человеком на каком-то уровне… человекоустройства. (Я не хочу использовать выражение “на биологическом уровне”, потому что из-за изменений своей картины мира я сильно сомневаюсь в его точности). Безусловно, в основе самой астрологии лежит символизм. Но то символизм систематизированный, сведенный в таблицу. А тогда для меня он стал стихией и иногда даже стихийным бедствием.

В блоге можно найти следы, сделанные мной в начале этого ещё не осознанного в то время пути, — конечно же, это интерес к Набокову. Раз двадцать я перечитала “Весну в Фиальте” (раскритикованную мной за брезгливость и мизантропию) и до сих пор не уверена, что нашла все символические связи. Набоков хорош как упражнение, но эмпатии с ним я так и не чувствую, более того — думаю, он намеренно закрыт от этого.

Набоков активно изучается, по нему пишут рефераты и диссертации. А вот творчество Дмитрия Гайдука — территория неисследованная. Его растаманские сказки воспринимаются явлением чисто субкультурным, однако же это самая настоящая литература. Читатель может найти в них увлекательную историю, анекдот, сатиру, но больше всего они воодушевляют как притчи о духовном поиске.

Любопытно, что много лет назад я практически одновременно узнала о растаманских сказках и купила энциклопедию “Символы. Знаки. Эмблемы”, в которой Д.Г. является одним из авторов статей. Долгое время эти два “контура реальности” у меня не могли совпасть, вплоть до той самой осени. Тогда при прослушивании сказки “Про регулярную шизофрению” я, влекомая неясными предчувствиями, достала энциклопедию и открыла ее на статье “Вода”. Она расставила всё по местам и окончательно убедила меня в намеренности и системности вводимого автором сказки символизма. Автором статьи, кстати, оказался он же. Именно это стало для меня поворотной точкой.

(Вы не знакомы с Гайдуком? Если наши с вами вкусы хоть сколько-нибудь совпадают, начните с “Волк и семеро свиней”, “Джатаки” или более объемного “Индийского покойника”, и вы точно не пожалеете.)

***

Итак, что касается символизма, я начала верить своим ушам, но всё ещё не верила своим глазам. Несколькими месяцами позже вышеизложенного я увлеклась историей музыкальных клипов (к чему меня тоже подтолкнуло поразительное совпадение, от которого я минут 15 пребывала в трансе). Так как про совпадения всегда хочется узнать больше, я всё же расскажу. Мы смотрели серию одного нового сериала, в которой заиграла песня, как я узнала чуть позже, А-НА “Take on me”. И я впервые слышу ее сознательно и понимаю, что песня очень знакомая, я часто ее где-то слышу и, возможно, слышала сегодня же в кафе. Композиция 1985 года, как вы понимаете, сложно было бы ее вообще не знать. Но я никогда, никогда не обращала на нее внимания! Хорошо, этот мелкий ступор оставил в моем сознании название группы. После этого сериала включили очередную серию “Клиники”, которая началась… с песни А-НА “Take on me”. То есть две шестеренки, заряженные на каждом зубце сериальными эпизодами сошлись именно этим зубцом именно сейчас. Я испытала что-то вроде каталепсии. …В тот вечер на YouTube я просмотрела клип несколько раз и потихоньку взялась за другие.

И вот, оказалось, что в хороших клипах символизм в той или иной степени присутствует, разбирать его просто и приятно, если отринуть внушенное “серьезными критиками” (а по сути апологетами узколобости и консерватизма) пренебрежительное отношение к клипам. Я надеюсь, вам принесет много радости внимательный просмотр клипов: концептуального Queen — “I Want to Break Free”, религиозно-психологического Madonna — “La Isla Bonita”, Depeche Mode — я всегда смотрю пачкой, поэтому разделять не буду: эротических с юмором “Enjoy the Silence”, “Personal Jesus”, “Strange Love”. После такой школы некоторые приемы в кино становятся очевидными подсказками по сюжету.

…В эту тему также пришелся прочитанный в том же уже 2017 “Улисс”. Мне так нравился местный ирландский паб, что я вспомнила, что когда-то хотела почитать Джойса. К сожалению, посыл привел к совершенно не тому следствию: хотите насладиться Ирландией — не читайте Джойса! Но это была мощная тренировка способности чтения между строк.

А в астрологической жизни в разгар этого интереса ко мне пришла книга Оскара Хофмана “Неподвижные звезды”, о чем я уже писала — разбор событий 11 сентября, мне кажется, передает мою степень восхищения этой книгой. Она тоже стала ярким событием в моих символистических изысканиях.

Перед началом всего этого случилось затмение, задевшее почти все планеты в моей карте нейтральным и неблагоприятным образом. На физическом уровне в тот период возникли проблемы со здоровьем, которые окончательно разрушили мой прежний распорядок, когда писать для блога было самой естественной вещью на свете.

***

После, к этому моменту уже год или полтора, у меня началась активная перестройка картины мира. Возможно, переосмысления разных вещей накопилось столько, что его интеграция не может осуществиться без некоторой трансформации всей системы. Например, отошло в прошлое  представление о мире как современности, в которой действующими силами являются только те, что навязываются нам беспрерывно наступающим временем. Звучит сложно, но на практике это означает видение сил (например, ценностей — их движущая сила очевидна; а если предмет — то свойство предметов — побуждать нас на что-то, и в этом их сила), относящихся к разным эпохам, а не к современности. Эссенция современности — в новостях и рекламе, ассортименте сетевых магазинов, мемах, фильмах, музыке и т.д. И она не является чем-то плохим. Плохо то, что нам внушается, что это единственное стоящее содержание нашей жизни, а остальное — атавизм.

Обратимся к горячо любимым конкретным примерам. Я увидела, что джинсы — изначально рабочая одежда, и по всей вероятности, фермеров из южных штатов Америки. География считывается в узоре на задних карманах. Рабочесть — в прочности ткани. То, что это не для узкоспециализированных профессий, видно в большом количестве карманов, вполне подходящих для инструментов. Джинсы органично смотрятся и вышарканными, и рваными. Совершенно разное дело — просто прочитать о происхождении (до этого я слышала не более чем, что джинсы были одеждой “для рабочих”) и видеть это происхождение как очевиднейшее.

Чтобы джинсы стали носить все, должна была появиться некая Идея — мы можем говорить о ней как об идее равенства между сословиями или между полами. Можно обстоятельно подумать и обнаружить ещё какие-то проявления этой Идеи. Дело в том, что каждая отдельная подобная идея (с которыми мы постоянно сталкиваемся, ощущая давление современности) свернута в себе и не имеет однозначного выражения в словах и даже обращается к разным сферам нашей жизни.

Кока-кола стала лекарством викторианской эпохи. Я и раньше пила ее только в небольших количествах при специфических головных болях, как чутье мне подсказывало. Теперь в ее вкусе для меня таятся кованые решетки с виньетками и стены старых нью-йоркских домов.

Но это то, о чем можно рассказать развернуто. Обычно же в повседневности промелькивает множество менее уловимых моментов. И не только в предметах — в жестах, словах, городских пейзажах.

И это только одно из самых простых направлений изменений, которые я ощущаю. В таком состоянии для меня невозможно писать (т.е. и думать) как раньше — на мой теперешний вкус, слишком конкретно; и пока что мне сложно найти точку опоры для нового — назовем это стилем — письма.

***

Астрология — удивительный инструмент. С ней можно начать знакомиться, находясь на примитивнейших уровнях мышления. Она сама научит вас думать. И всё более прекрасной она становится с вашим ростом.

Но также астрология — это ваш учитель нонконформизма. Конформизм — пытаться найти ей место в современной науке, этим вы лишите астрологию силы. Астрология — цельное знание. Наука — фрагментированные знания вперемешку с огромной долей лозунгов, как знание якобы получается. Это почти безумие — отвергнуть науку ради астрологии. Но этого делать и не нужно. Фокус в том, чтобы видеть и любить чистое знание, даваемое как астрологией, так и наукой.

В прежний формат, пожалуй, я уже вернуться не смогу. Как бы долго я ни пропадала, помните, что знание — сила.


ДОПОЛНЕНИЕ от 19.10.2019. Я смогла лучше разобраться в описанных выше феноменах восприятия: улучшение видения символических связей оказалось естественным следствием перехода от линейного мышления (то есть представления, что единственной интеллектуальной ценностью может обладать только умозаключение, составленное по правилам общепринятой логики и ясно выраженное в словах) к нелинейному мировосприятию. Линейное мышление удовлетворяется идеей как результатом, и ему неважно, как эта идея родилась и какой у нее была предыстория. Нелинейное мировосприятие не делит внутреннюю жизнь на полезные и бесполезные мысли, чувства, образы и т.д.; переживание синхронистичности явлений — одна из его сторон. А линейность (осознание в силу наших способностей порядка вещей, сугубо индивидуальное от человека к человеку) — только часть нелинейности (когда понимаешь, что неосознаваемых связей гораздо больше, чем ты можешь представить).

Другая часть описанных выше явлений относится к следствию отказа от общепринятого представления о времени. Я не буду здесь особо распространяться — тема сложная, поэтому упомяну только об одном аспекте — модальности времени. Это та сила, которая в моменте настоящего связывает отдельные явления вместе, как будто они имеют схожую природу. (Вспомните, как в подростковом возрасте кажется, что раньше всё было каким-то неправильным, а теперь вот-вот наступит эпоха, которая всё расставит по местам. Так ощущается впервые заработавшая в нашем восприятии модальность времени). Она действует на всех людей, по крайней мере, людей одной культуры; мы, безусловно, относимся к западной культуре. Связка этих явлений — разных идей и разных вещей — составляет для нас сущность актуальности. Однако проходит время, и они расходятся друг с другом, как в море корабли.

Для иллюстрации как раз вчера был подходящий случай. В транспорте играло Ретро ФМ, и я заметила, что достаточно старые песни вызывают воспоминания, но только о личных переживаниях/впечатлениях, вся же актуальность того времени (которая вообще-то отменно отпечатывается в массовой культуре), хотя и кажется близкой, при попытке ее логично изложить обнажает экзотическую нелепость. Это потому, что связь явлений существовала исключительно в нашем сознании и была, хоть и разделяемой с другими, но всё же иллюзорной.

В заключение можно добавить, что оба этих принципа: нелинейность мира и отсутствие логики в преемственности эпох — глубоко заложены в самой астрологии.

Куда ушло время (обновлено 19.10.19): 3 комментария

  1. Прочла днем наспех в телефоне половину текста и решила, нет, посмакую дома. Теперь вот перечитала и… и напомнила себе мотылька с серенькими такими крылышками)). Куда-то рванулась было лететь, но крылышки сложились. Сижу вот, нет, не думаю, просто прислушиваюсь к чему-то неуловимому …

    Нравится

  2. Боже мой! У меня как раз сейчас тоже зарождается интерес к символам, в частности к символам снов, а также к психологии болезней. Карл Юнг много писал о символах, заложенных в подсознание людей. Он открыл «коллективное бессознательное». Он изучал астрологию, мифы, но при этом стал основоположником психоанализа. Планирую начать читать его труды. Вы вдохновили меня подмечать символы и в обычной жизни и в СМИ, клипах. Это как шифры, невидимые сигналы, которые воспринимает наше подсознание…

    Нравится

Оставьте комментарий