Методы астрологии. Феноменология

Феноменологический метод основан на том факте, что всё, с чем мы сталкиваемся в мире и сам мир, дано нам в ощущениях, а значит в восприятии. Уточню: восприятие — это психофизиологический механизм интерпретации ощущений, получаемых от окружающей среды или отдельной ее части. Разница в том, что восприятие, как было выяснено в начале ХХ в., не является суммой ощущений. И больше того, имеет свои законы, которые из ощущений не проистекают.

На этой картинке мы своими глазами видим светлые и темные кружки, возникающие и исчезающие в местах пересечения линий:

golovolomki_25

Реально на рисунке в каждом узле имеется белый кружок (прикройте руками большую часть прямоугольника, и убедитесь).

А здесь можно наблюдать двух совершенно разных особ, но не одновременно:

young_old_woman_01

Наше восприятие достраивает картину реальности и нет оснований сомневаться, что оно делает это гораздо чаще, чем при просмотре забавных картинок. Вопросами зачем и почему это происходит, занимается психология, а феноменология пытается изучать чистый опыт восприятия, более или менее удачно ставя под вопрос всё, что кажется само собой разумеющимся (и что вполне может оказаться провокацией механизма восприятия).

Феноменология — философское (ненаучное) направление, но метод, который оно разработало, может быть использован и используется в научных отраслях.

Потрясающее открытие основоположника этого учения — самого Эдмунда Гуссерля — было сделано в исследовании музыки как феномена. Если в каждый отдельный момент мы слышим только отдельные ноты, тогда как мы можем воспринимать мелодию? Гуссерль с помощью своего метода пришел к выводу, что восприятие происходит порциями. Получается, что на самом деле мы не отдаем себе отчета в каждом пережитом миге, отчет происходит только по достижении некоторого объема ощущений.

Тогда выходит, что музыка охватывает только такие объемы порций слуховых ощущений (другими словами, я говорю о диапазонах длительности тактов), которые способно обрабатывать человеческое восприятие. Если ускорить или замедлить темп воспроизведения музыки, мелодию мы всё равно будет узнавать, но только до определенного предела. Если такты будут слишком короткими или слишком длинными, настанет момент, когда мелодии мы не услышим.

Как этот подход может быть связан с астрологией? На самом деле он в ней довольно широко используется. Речь идет о ситуациях, когда сведущий в астрологии человек пытается опознать в некоем феномене астрологический символ. Например, определить солнечный знак кого-либо на основе собственного набора параметров. Так и начинается феноменологическое исследование, другое дело, что в обыденных ситуациях до выводов и накопления материала дело не доходит.

В астрологии применение этого метода более формально, чем в том исследовании музыки, которое я упомянула. Главное, придерживаться принципа: если нам что-то кажется, то это неспроста. Опыт должен сопровождаться поисками закономерностей и соответствий в накопленном материале, формулировкой выводов, обновлением исходных установок. Только тогда это будет чем-то большим, чем просто догадками.

Именно этим методом руководствуюсь я в методике ректификации карты по внешности. Мы не располагаем ни точным описанием влияния гороскопа на внешность, ни хотя бы инструментарием для однозначного ее описания. Внешность — странная штука. Это не простой набор черт, иначе (а тут уже пошла феноменология:)

можно было бы в воображении отделять, скажем, нос от лица одного человека и примерять его на лицо другого. Но максимум, на который мы способны, — видоизменять черты одного и того же лица. А это значит, что имеются какие-то более глобальные факторы, индивидуальные для каждого человека, связывающие черты лица в недробное целое.

Вот и получился пример многоходового феноменологического опыта и суждения. А в моей методике подобный опыт заключен в моменте сосредоточения на образе человека и отлавливании своих впечатлений от него. Научность в том, что по мере накопления материала отдельные соответствия впечатление-образ в конце концов вербализуются в конкретный список признаков.

***

Герменевтический метод в чем-то похож на феноменологический, но сосредоточен не на восприятии и ощущениях, а на поле культурного опыта, то есть изначально имеет в своем распоряжении рациональные понятия. О нем — в следующий раз.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s