Астрология как наука. Глава 2

В прошлый раз мы выяснили, что даже астрологи не имеют цельного представления о своей науке. Сегодняшняя тема — периодизация развития астрологии — также показывает скудость анализа и то, что научный подход к ней еще очень молод.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ АСТРОЛОГИИ
*реферативная глава*

Одна из первых заметных попыток периодизации истории астрологии была осуществлена немецким исследователем, специалистом по Нострадамусу, Х. Люстрио в середине XX в. [1, с. 7]. Он выделяет десять этапов:

5 — нач. 2 тыс. до н. э. — период зарождения астрологии в довавилонский период.
1830 — 538 гг. до н. э. — период становления астрологии в Вавилонии.
VI — III вв. до н. э. — период формирования первых представлений об астрологии в Древней Греции.
III — I вв. до н. э. — период расцвета астрологии в эллинистической Греции, Египте и Риме.
I — V вв. — период дальнейшего развития астрологии в Римской империи.
VI — XIV вв. — период смещения центра развития традиций античной астрологии в страны ислама.
XV — XVII вв. — период возрождения и дальнейшего формирования традиций астрологических изысканий в Западной Европе.
XVIII в. — период утраты астрологией прежних позиций в Западной Европе.
XIX — 1 пол. XX в. — период возобновления интереса к астрологии и частичного восстановления утраченных позиций.
2 пол. XX в. — современный период развития астрологии.

Как видим, периоды выделены по внешним, социально-историческим, признакам; данная периодизация описывает отношение общества к астрологии на том или ином историческом этапе и оставляет нераскрытой динамику развития астрологических представлений как таковых (кроме того, выделение последнего периода кажется сомнительным), что является существенным недостатком.

Более подходящей для изучения феномена астрологии представляется периодизация, предложенная современным российским культурологом, исследователем астрологии Р. Бролем (более известным под именем Д. Куталев); почти такие же этапы выделяет и К. Жилински в своей «Истории астрологии» [2, с. 5-6]. Нижеследующая периодизация базируется, «во-первых, на выявлении тех объяснений принципа корреляции небесных и земных явлений, которые доминируют в менталитете людей конкретной эпохи, а во-вторых, на уровне понимания земных и небесных процессов и рассматриваемом масштабе явлений, которые соответствуют этим объяснениям» [3]:

1. Протоастрология (с древнейших времён);
2. Возникновение и развитие астрологии предзнаменований и календарной астрологии (ориентировочно с III тыс. до н. э.);
3. Возникновение и развитие «научной астрологии» (с IV–III вв. до н. э.);
4. Кризис «научной астрологии» и торжество физики Ньютона (с XVII в.);
5. Современный этап. Кризис физики Ньютона (XIX в.).

Упомянутая литература:
[1] Звездный путь астрологии: Сборник оригинальных текстов с комментариями И. Михайловой и Н. Скородум. — М.: НТ-Центр, 1993.
[2] Жилински К. История астрологии. — М.: Издательский дом «Профит Стайл», 2007.
[3] Броль Р. В. Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии. М., 2001; http://www.argo-school.ru/index.php?module=articles&action= view&articles=31, 10.05.2008.

***
В следующей главе мы обратимся к принципу соответствия небесного и земного как идейному фундаменту астрологии. Каким образом объясняют его действие астрологи? Какого рода аргументы выдвигают их противники?

Перейти к списку глав.

Реклама

Астрология как наука. Глава 2: 3 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s